5 миллиардов и 16 новостроек: как Приморье преобразят к 2036 году
- 23:46 27 ноября
- Влада Миронова

Правительство России утвердило всесторонний план по развитию инфраструктуры, охватывающий транспорт, энергетику, связь и социальную сферу по всей стране до 2036 года. В Приморском крае в рамках этого плана предполагается появление 16 новых объектов. Грядущие преобразования затронут различные секторы экономики, приведут к обновлению дорожной сети и созданию новых мест для туризма, что повлечет за собой изменения в столице региона. Эта стратегия, одобренная Президентом РФ, является частью общей программы развития Дальнего Востока до 2036 года и определяет ключевые строительные инициативы. Постановлением Правительства РФ №3351-р от 20 ноября 2025 года выделено около 5 миллиардов рублей на поддержку инвесторов, реализующих значимые проекты на Дальнем Востоке. Местные и федеральные медиа внимательно отслеживают, какие экономические направления будут изменены и какие объекты уже возведены или находятся в процессе строительства. Ожидаются масштабные перемены во Владивостоке, а также активно обсуждается строительство горнолыжного курорта в центральной части Приморья, как сообщает Московские ведомости.
Приморский край укрепляет свою роль как ключевой логистический центр на Дальнем Востоке. Модернизация морских портов способствует увеличению их пропускной способности и расширению ассортимента услуг. Возведение новых и реконструкция существующих морских портовых терминалов и логистических комплексов запланированы по всей южной береговой линии региона.
В морском порту Посьет предусмотрено строительство терминала, способного ежегодно обрабатывать 500 тысяч TEU. Также, по данным VL.ru, тот же подрядчик - АО "Международный морской перегрузочный терминал" - займется созданием терминала для перевалки насыпных грузов в Посьете, проектная мощность которого составит 10 миллионов тонн в год. Завершение обоих проектов намечено на 2027 год.
Для повышения эффективности функционирования морских портов, часть грузовых потоков будет перенаправлена на "сухие порты" - логистические узлы, которые позволяют сократить время и затраты для предприятий. Сообщается, что Сбер и ВЭБ.РФ профинансируют создание "Сухого порта" "Артем". Этот наземный логистический центр призван развивать торговые связи между Россией, Китаем и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность его первой очереди оценивается примерно в 0,5 миллиона TEU в год.
Официальный запуск сухого порта "Артем" состоялся в начале сентября. Уже в текущем году ожидается отправка первого контейнерного состава с этого терминала, а полный ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2027 год. В дальнейшем предусмотрено продолжение строительства. В рамках данного проекта компания "ФинИнвест", являющаяся резидентом ТОР "Михайловский", инвестировала 41,7 миллиарда рублей и обеспечила создание 232 рабочих мест.
Оптимизация логистики в Приморье затронет и внутренние территории, расположенные вдали от моря. Недалеко от Уссурийска, в районе железнодорожной станции "Воздвиженский", строится Транспортно-логистический центр (ТЛЦ) "Приморский" с заявленной мощностью 300 тысяч TEU в год. Заказчиком проекта выступает Группа "Фрейт Вилладж", а подрядчиком - компания "ФВ Приморский", работающая на территории опережающего развития "Михайловский".
Информационно-аналитическое агентство "ПортНьюс" сообщает, что этот центр предназначен для обработки контейнеров и увеличения экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Его годовая мощность составляет 300 тысяч TEU. Запуск первой очереди запланирован на 2025 год. В состав объекта войдут контейнерный терминал, железнодорожные пути, зона таможенного контроля и складские помещения.
К 2028 году в бухте Сельдяной, недалеко от города Большой Камень, планируется открытие комплекса по производству металлоконструкций. Приморский металлургический завод (ПМЗ) строится по заказу судостроительного комплекса "Звезда" и будет выпускать сталь и прокат для нужд судостроительной отрасли. Первая очередь будет специализироваться на сталепрокатном производстве, вторая - на трубопрокатном.
"ТОР "Приморье" планирует выпускать более 3 тыс. тонн конструкций в год", - пишет РБК Приморье.
По предварительным данным, инвестиции в этот проект составят более 1,7 миллиарда рублей.
Развитие легкой промышленности в крае будет сконцентрировано на полуострове Де-Фриз. Здесь создается индустриальный парк для 22 малых предприятий, специализирующихся на швейном, электронном и мебельном производстве. Компания "Глобальная складская недвижимость", резидент ТОР "Приморье", планирует завершить этот масштабный проект к 2027 году. Общая сумма инвестиций превысит 990 миллионов рублей, эту информацию предоставило АМУР.ИНФО.
Владивосток продолжает свое развитие как крупный городской центр. Местные власти реализуют программы по обновлению жилья и созданию современной инфраструктуры. Новые жилые комплексы появляются как в центральных районах, так и на окраинах города.
"Это Владивосток компактный, многоцентровой и соответствующий концепции 15-минутного города", - считает руководитель ГК "Остов" Игорь Шаповалов. - Суть такой концепции состоит в том, что всё необходимое для жизни должно находиться в шаговой доступности от дома. Тогда люди начнут тратить меньше времени на дорогу, что разгрузит транспортную систему, и больше - на семью, карьеру, саморазвитие".
Проект легкорельсового метро обсуждается властями как способ уменьшить транспортную загрузку в городе. Его цель - создание мобильной городской электрички, которая станет альтернативой улично-дорожному движению. Развивающаяся инфраструктура призвана обеспечить движение электричек с короткими интервалами.
Строительные работы уже начались. Полностью завершить проект наземного метро во Владивостоке планируется к 2030 году.
"В рамках развития легкого метро в городе расширяется сеть перехватывающих парковок. Паркинги появятся рядом с существующими железнодорожными станциями, а также там, где будут обустроены новые остановки. Так, две перехватывающие парковки планируется разместить в районе ст. Седанка, по одной - на ст. Санаторная, Спутник, Весенняя, Угольная, Вторая Речка, Первая Речка и 3-я Рабочая. Около остановочного пункта Чайка планируют обустроить парковку вдоль улично-дорожной сети. Еще одна парковка появятся рядом с новой станцией в районе улицы Иманской", - сообщило ИА РЖД-Партнер.ру в октябре этого года.
Проект культурно-образовательного центра на Орлиной сопке признан одним из крупнейших подобных объектов в мире. На самой высокой точке исторического центра Владивостока возводится комплекс площадью 179 тысяч квадратных метров. Этот "Дом для культуры" является самым большим в России. На высоте 199 метров над уровнем моря разместятся филиалы ведущих культурных учреждений: эрмитажа, Третьяковской галереи, Мариинского театра, а также Приморской высшей школы музыкального и театрального искусства.
"По данным компании-застройщика ГК "Стройтрансгаз", готовность объектов комплекса уже превышает 70%", - пишет МК во Владивостоке.
Строительство также продолжается на острове Русский. До 2028 года на создание и развитие инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ "Русский") из федерального бюджета будет выделено 23 миллиарда рублей.
Проектирование пилотной площадки завершилось в 2023 году, а строительные работы начались в 2024 году. Центр интегрирован со второй очередью кампуса ДВФУ. Первый пилотный проект уже успешно реализован.
На Русском острове в течение полутора десятков лет планируется построить мини-город на территории 334,18 гектара. К концу года будет определен девелопер для комплексного освоения этой территории. Ориентировочная стоимость строительства составляет 91 864 817,46 рублей, и проект включает не только жилье, но и детские сады, школы, поликлинику, пожарное депо, объекты благоустройства, кафе, кинотеатры и супермаркеты.
Во Владивостоке активно развивается социальная инфраструктура. В рамках новых проектов строятся школы, детские сады и медицинские учреждения. В крае вновь заработала программа "Тысяча дворов", которая способствует обеспечению жителей необходимыми удобствами.
Одним из значимых туристических проектов Приморского края является горнолыжный курорт "Арсеньев", который получил национальное признание. Объект стал победителем в номинации "Восходящая звезда Дальнего Востока" на премии "Горы России". Курорт обладает потенциалом стать ведущим центром зимнего отдыха на Дальнем Востоке. Запланировано создание сети трасс общей протяженностью 12 километров, современного гостиничного комплекса на 250 номеров, двух скоростных канатных дорог и водно-оздоровительного комплекса. Общий бюджет проекта составляет около 10 миллиардов рублей.
Несмотря на некоторые сложности с логистикой и поставками оборудования, строительство курорта продолжается. Проект получил высокую оценку губернатора Приморского края.
"Невероятные", - назвал виды с самой высокой точки комплекса губернатор Приморского края.
Напомним, 15 октября 2025 года во Владивостоке состоялся Парковый форум России, где представители федеральных ведомств, архитекторы и застройщики обменялись опытом благоустройства и запуска новых проектов. Губернатор Приморья Олег Кожемяко подчеркнул, что создание комфортных общественных пространств является ключевым направлением развития региона. Было отмечено, что Приморский край занимает лидирующие позиции в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», с инвестициями около 8 миллиардов рублей в улучшение территорий.