Микоян подсказал Хрущеву идею фуникулера: как визит из Китая в 1954-м изменил Владивосток
- 08:05 8 декабря
- Влада Миронова

Холмистый ландшафт Владивостока всегда создавал сложности для развития городской транспортной системы. Одним из предложенных решений стало строительство фуникулёра - канатной железной дороги, предназначенной для перевозки людей и грузов по крутым склонам на небольшие расстояния. Инициатором этой идеи был Никита Хрущёв, занимавший тогда пост главы СССР, как сообщает Konkurent.ru.
Предложение о создании фуникулёра поступило от Анастаса Микояна, заместителя председателя правительства СССР, во время их совместного визита во Владивосток в октябре 1954 года, когда они возвращались из Китая в Москву.
По прибытии в столицу 2 ноября Никита Хрущёв направил в ЦК КПСС записку под названием "О поездке по Дальнему Востоку и Сахалину", где описал свои впечатления от города:
, - отметил Никита Хрущёв.Первое впечатление о Владивостоке было очень хорошим. Город представляется живописной панорамой: разбросан на холмах, на осеннем желто-зеленом фоне красиво белеют постройки. Но при более близком знакомстве, когда мы поездили по улицам и переулкам (где это было возможно), картина предстала совсем иной. Городское хозяйство было очень запущено. Дороги и тротуары находились в плохом состоянии. Отсутствовала целостность организованного города. Транспорт был очень слабым. Мы видели, как люди ехали чуть ли не на крышах трамваев, висели на всех крючках, где только можно было зацепиться. Было страшно смотреть - люди могли попасть под колеса. Одним словом, картина была неприглядной. Видимо, местным организациям необходимо было преобразить город, чтобы он соответствовал своему назначению портового города, который должен был стать окном в Азию и Америку. Поэтому город нужно было привести в надлежащий вид. Необходимо было создать строительную организацию для жилищного, коммунального и дорожного строительства, обеспечить ее необходимой техникой. Поскольку город разбросан на холмах, необходимо было построить несколько фуникулеров, чтобы разгрузить город и предоставить людям удобный и недорогой способ передвижения по вертикали. Для этой цели лучше всего подходили фуникулеры. Поднимаясь по вертикали, люди могли бы затем свободно перемещаться по улицам и переулкам по горизонтали, по улицам, по которым легко передвигаться.
Следуя этим указаниям, в декабре 1954 года правительство СССР утвердило генеральный план застройки Владивостока. Проект, разработанный ленинградским филиалом Гипрогора, предусматривал возведение двух фуникулёров: один длиной 800 метров у Гайдамаковского парка и другой, протяжённостью 300 метров, на месте существующего фуникулёра.
Девятого апреля 1955 года Приморский крайисполком инициировал вопрос о начале строительства фуникулёра, ссылаясь на правительственное постановление о развитии городского хозяйства Владивостока.
В октябре 1959 года Никита Хрущёв снова посетил Владивосток после поездки в США, где в Сан-Франциско он прокатился на фуникулёре. Он выразил недовольство тем, что за четыре года строительные работы в городе так и не начались. Местные власти заверили лидера страны, что фуникулёр будет готов к столетию города в 1960 году, чтобы Владивосток стал "одним из самых красивых и благоустроенных городов Советского Союза и мира".
По возвращении в Москву Никита Хрущёв лично распорядился отправить во Владивосток два комплекта фуникулёрных вагонов с завода в Ленинграде, а также подъёмное оборудование, произведённое на Донецком заводе имени 15-летия ВЛКСМ в Украине.
Строительство фуникулёра было объявлено ударным комсомольским проектом. Сотрудники Приморского крайкома ВЛКСМ, чьи офисы находились неподалёку, работали на стройке после смены и в выходные дни, и эти работы продолжались круглый год.
Несмотря на все усилия, фуникулёры не удалось запустить к столетию Владивостока. Во время строительства так называемого "гайдамаковского" объекта вагоны пропали. К тому же, трасса для фуникулёра на склоне сопки Орлиная оказалась почти на 100 метров короче запланированной. Тем не менее, именно этот, сокращённый вариант, был завершён, и 5 мая 1962 года фуникулёр начал свою работу.
Первыми машинистами стали Л. Сизинова и Г. Стрижак. Среди первых директоров предприятия упоминаются Геннадий Гусев и Галина Ракова. В первые годы работы фуникулёра машинистами в основном были женщины, проходившие обучение в производственно-учебных комбинатах, а затем непосредственно на рабочем месте. Долгое время машинистом работал Юрий Гальцов. Около тридцати лет Евгения Васильева работала машинистом, а затем проводником вагона, а Раиса Маслова - машинистом. Общий штат сотрудников фуникулёра насчитывал семнадцать человек, включая электромехаников-машинистов, слесарей-машинистов и проводников.
Изначально проезд стоил 3 копейки, и многие горожане просто катались на фуникулёре, любуясь панорамными видами. Рельсовый путь имел длину 183 метра, высота подъёма составляла 70 метров, а угол подъёма - 20%. Система могла перевозить до 36 тонн. Подъём и спуск занимали 1,5 минуты. За одну рабочую смену фуникулёр обслуживал до 5 тысяч человек, при этом каждый вагон вмещал 35 пассажиров. Скорость движения достигала 9 километров в час.
В январе 1965 года во Владивостоке началась активная разработка троллейбусной системы. Этот новый вид транспорта, по замыслу Никиты Хрущёва, должен был дать жителям возможность "подниматься по вертикали, а затем растекаться по улицам и переулкам по горизонтали, по улицам, по которым легко передвигаться".
В 1977 году был запущен троллейбусный маршрут № 4 "Фуникулёр - Багратиона", пролегающий по Голубиной Пади до верхней станции фуникулёра, чтобы соединить центральную часть Владивостока с районом Второй Речки.
В 1998 году была построена новая троллейбусная линия, ведущая от фуникулёра вниз по улице Суханова до Океанского проспекта, к магазину "Изумруд". По ней начал курсировать маршрут 4а: "Завод "Варяг" - Фуникулёр - магазин "Изумруд". В 1999 году открылся маршрут № 8: "Чайка - Фуникулёр - магазин "Изумруд". В 2002 году запустили экспериментальный 12-й маршрут "Фуникулёр - Клиническая больница", но он вскоре был закрыт.
Со временем число троллейбусных маршрутов сокращалось из-за недостаточного финансирования, износа подвижного состава, его нехватки и сильной конкуренции со стороны автобусов. В 2008 году, в связи со строительством тоннеля для Золотого моста, движение по маршрутам 4а и 8 было приостановлено. Позднее контактная сеть от фуникулёра до магазина "Изумруд" была демонтирована, так как уклон дороги в сторону центра города превышал допустимые нормы для троллейбусов. Маршрут № 8 некоторое время работал в сокращённом виде как "Чайка - Фуникулёр", но вскоре и он был закрыт.
Впервые фуникулёр прекратил работу в 1989 году. После этого его закрывали ещё несколько раз, в том числе на три года для капитального ремонта. Торжественное открытие после последнего ремонта состоялось 2 июля 2005 года, в день основания Владивостока. "Первым пассажиром" стал бывший председатель крайкома Виктор Ломакин. В 2007 году на фуникулёре провели первую свадьбу. На вопрос журналиста о стоимости такого мероприятия для молодожёнов директор фуникулёра Юрий Чернявин ответил:
Недорого, так как они были первыми.
Появились разные предложения по дальнейшему использованию фуникулёра, в том числе идея передвижного ресторана. Ректор ДВГТУ Геннадий Турмов предложил главе городской администрации Юрию Копылову передать университету управление и оформление фуникулёра, при условии, что город сохранит техническое обслуживание. Турмов считал, что студенты-механики могли бы проходить там практику, а студенты гуманитарных специальностей - проводить экскурсии. Именно экскурсии вдохнули в фуникулёр новую жизнь.
Сейчас фуникулёр является одним из ключевых элементов туристической инфраструктуры и включён во все экскурсионные программы для китайских туристических групп. Ежедневно он перевозит сотни китайских туристов, многие из которых впервые видят такой необычный вид транспорта. Фуникулёр украшен лозунгом "От моря к небу и обратно." и портретом известного им Никиты Хрущёва.
В 2025 году на обновлённый маршрут № 4 "Адмирала Смирнова - Фуникулёр" вновь выехали три красных троллейбуса с автономным ходом. История горного транспорта Владивостока продолжается.
Напомним, пост Владивосток был основан 2 июля 1860 года отрядом прапорщика Комарова, прибывшим на судне "Маньчжур" в бухту Золотой Рог. Город быстро прошёл путь от военного поста до полноценного города, получив официальный статус в 1880 году. Его раннее развитие было ускорено статусом порто-франко и строительством промышленных предприятий, таких как будущий Дальзавод.