Владивосток перенимает китайский опыт: беспилотные краны и ИИ на морском порту
- 14:23 26 декабря
- Наталья Васильева

"Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), занимающий лидирующую позицию среди российских операторов по обработке контейнеров, намерен в ближайшее время начать испытания беспилотного оборудования. Компания планирует применить опыт крупных китайских портов, где уже активно используются беспилотные краны и контейнеровозы. Технологии "умных портов" внедряются по всему миру, и Китай лидирует в этом направлении. Стивидорная отрасль Китая демонстрирует высокую эффективность, в частности, за счет применения беспилотных кранов под управлением искусственного интеллекта. Такая автоматизированная техника значительно превосходит человеческое управление по скорости выполнения операций. Китай является одной из ведущих стран в мире по развитию и использованию ИИ, биомедицины и робототехники. Например, порт в Сямыне (Xiamen), провинция Фуцзянь, полностью управляется искусственным интеллектом, передавая все данные на высокой скорости через сеть 5G. В Шанхае концепция "умного порта" реализована на глубоководном терминале Яншань (Shanghai Yangshan Deep Water Port), где логистику обеспечивают беспилотные контейнеровозы. Инфраструктура этого терминала автоматизирована и включает краны с дистанционным управлением, автоматические штабелеукладчики (ASC) и автономные контейнерные тележки (AVG). В порту Циндао применяется собственная автоматизированная система погрузки, способная обрабатывать до 30 TEU (эквивалент 20-фунтового контейнера) в час. В порту Далянь, расположенном неподалеку от Приморского края в китайской провинции Ляонин, погрузочно-выгрузочные операции осуществляются дистанционно, а часть контейнеровозов функционирует в режиме автопилота. ВМТП стремится войти в число наиболее передовых стивидоров Азиатско-Тихоокеанского региона, как пишет "PrimaMedia.ru".
Иван Радченко, управляющий директор ПАО "ВМТП", подтвердил, что компания изучает внедрение беспилотных технологий, которое предусматривает перемещение рабочих мест операторов из техники в специальный машинный зал. Он отметил, что это является вопросом ближайшего будущего, и в настоящий момент ведется поиск оптимальных решений.
Мы изучаем возможность перехода на беспилотную технику в рабочем процессе, то есть с выносом рабочего места непосредственно с техники в операционный машинный зал. Это точно недалекая перспектива. Сейчас пытаемся подобрать наиболее комфортные решения. Я уверен, что в ближайшие два-три года запустим пилотный проект с использованием ключевых мировых наработок в этой сфере. Думаю, что тестовый режим мы пройдём за три-четыре года Да, в Российской Федерации несколько иные обстоятельства функционирования таких инженерных решений. Но это не значит, что это невозможно. Это один из тех амбициозных проектов, к которым хотелось бы прикоснуться руками еще в этом десятилетии, - рассказал управляющий директор ПАО "ВМТП" Иван Радченко.
Внедрение таких технологий позволит снизить зависимость ключевых операций от численности квалифицированных работников и выполнять их дистанционно. Один оператор сможет одновременно контролировать от двух до четырех кранов, сосредотачиваясь лишь на критически важных моментах взаимодействия оборудования с контейнером, в то время как остальные задачи будут выполняться автоматизированными системами. Руководство ВМТП считает, что применение беспилотной техники также поспособствует решению вопросов, связанных с обеспечением трудовыми кадрами.
Сейчас для нас вопрос кадров в целом не стоит. Сейчас у нас без малого 2 тысячи сотрудников. И я уверен, что это далеко не предел, так как порт активно развивается. Пока мы в целом закрыты по большинству ключевых компетенций и специальностей. И я уверен, что мы будем прорастать не только численно, но еще и профессионально по специалистам в будущем, - сказал Иван Радченко.
Иван Радченко также отметил, что аналогичные "умные" технологии планируют внедрять и порты, расположенные в центральных регионах России.
"Владивостокский морской торговый порт" входит в состав Транспортной группы FESCO. Производственная база ВМТП включает пятнадцать причалов в порту Владивосток. В 2024 году предприятие обработало 13,4 миллиона тонн грузов, что на 6,6% превышает показатели 2023 года и стало рекордным результатом для компании. Объем перевалки контейнеров увеличился на 2,2%, достигнув отметки в 878,7 тысячи TEU.
Как сообщалось, 6 ноября 2025 года Владивостокский автомобильный терминал, являющийся частью Транспортной группы FESCO и расположенный в пределах ВМТП, обработал транспортные средства в значительно возросшем объеме. В октябре того года терминал принял около 12 800 машин, что в полтора раза превысило обычный ежемесячный показатель. Большинство этих автомобилей поступили из Японии и Кореи, а рост связывали с ожидаемым повышением утилизационного сбора.