В Приморье запустили крупнейший сухой порт: 6 тысяч рабочих мест и новая эра логистики
Первая часть значительного логистического комплекса начала функционировать в начале сентября на площадке ТОР "Приморье". Ожидается, что данный объект создаст примерно 6 тысяч рабочих мест, сократит сроки доставки грузов и предоставит предпринимателям региона условия для складирования, отправки и продвижения товаров. Детали развития логистической системы в крае представила Вера Щербина, первый вице-губернатор и председатель краевого правительства, как пишет РБК.
Вера Щербина упомянула, что в регионе уже ведется работа над несколькими большими логистическими проектами. К ним относится транспортно-логистический хаб в Артёме, который планируется стать самым крупным сухим портом. Начало его работы было торжественно открыто президентом Владимиром Путиным в ходе Восточного экономического форума 2025 года. Реализация проекта идет по плану с применением федеральных преференций, и его полная сдача в эксплуатацию ожидается в ближайшее время. Кроме того, происходит активное развитие портов Суходол и Первомайский. Порт Суходол предназначен для работы с углем и навалочными грузами, в то время как Первомайский порт сосредоточен на контейнерных операциях. Помимо этого, осуществляется строительство Владивостокского участка Северного морского пути в рамках федеральной программы. Согласно поручению президента, на этой территории должна быть возведена масштабная и современная судостроительная верфь.
Относительно участия Приморского края в проекте судоверфи, Вера Щербина уточнила, что земля уже отведена, и сейчас ведутся переговоры с потенциальным инвестором. В настоящее время обсуждаются подходы к формированию всей требуемой инфраструктуры. Владивосток - значимый логистический пункт, но логистические мощности располагаются по всему региону. По информации вице-губернатора, сфера логистики составляет 25% валового регионального продукта (ВРП), и к 2030 году предполагается существенное повышение этого показателя. По её оценке, логистика станет ключевой отраслью, обеспечивающей бюджетные поступления на длительный срок.
Говоря о проекте строительства пограничного пункта с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) в Хасанском районе, у реки Туманной, Вера Щербина отметила, что решение об этом принимается на федеральном уровне, и финансирование поступает из федерального бюджета. Несмотря на это, она дала положительную оценку этому начинанию:
"Но мы не можем не радоваться, поскольку наши отношения с КНДР находятся сейчас на подъеме. И это не только экономические связи, это и гуманитарные, спортивные. Я знаю, что российские туристы проявляют большой интерес к отдыху на берегах моря в КНДР. Это как жители Приморья, так и жители других регионов страны, которые отправляются в Корейскую Народно-Демократическую Республику через территорию Приморского края, через нашего аккредитованного туроператора и наш аэропорт. Новый мост может быть задействован также для перевозки грузов. Мы проводим много мероприятий, чтобы товарообмен между нашими странами увеличивался. Это ярмарки, выставки. Вы, наверняка, видели, корейские товары присутствуют на полках наших магазинов. Ведем переговоры о поставках продукции из Приморья в КНДР. Поэтому, уверена, этот мост будет значить намного больше, чем просто мост дружбы. Он будет способствовать развитию экономики обеих стран," - говорит Вера Щербина.На реализацию данного проекта выделено около 3 миллиардов рублей, и его окончание намечено на период до 2027 года.
Относительно предполагаемого экономического влияния новых логистических маршрутов, включая те, что соединяют Приморье с Китаем и КНДР, Вера Щербина сообщила, что в регионе работают шесть портов и двадцать морских терминалов, а также поддерживаются торговые отношения со 108 государствами. Она акцентировала внимание на прочных экономических связях с Китаем, указав на свыше 40 крупных инвестиционных проектов с участием китайского капитала, среди которых значится планируемый проект по строительству зернового терминала совместно с компанией "ЛегендАгро".
Модернизация пограничной инфраструктуры также содействует экономическому подъему. За прошедшие девять месяцев текущего года пропускная способность автомобильных пограничных пунктов возросла на 30%, пропустив 185 тысяч грузовиков. Когда будут запущены новые пограничные переходы в Пограничном и Краскино, их пропускная способность увеличится почти в десять раз, что приведет к росту товарооборота, дополнительным налоговым поступлениям в бюджет и позволит отправлять товары в Китай не только из Приморского края, но и со всей России.
Оценивая вклад ТОР "Приморье" в развитие логистики региона, Вера Щербина отметила существенную экономическую выгоду от использования льготных налоговых условий. Эти условия привлекли в край крупную компанию "Вайлберрис", которая возводит современные складские объекты с роботизированными рабочими местами, что способствует привлечению молодых специалистов. Также в регионе работает оптово-распределительный центр, предназначенный для снабжения товарами всей страны, который располагает всеми нужными возможностями, включая склады с разными температурными режимами.
В крае сформированы хорошие условия для развития оптовой и розничной торговли продовольствием. В частности, возводятся складские помещения с холодильным оборудованием. Примером является компания ООО "Тейт Продюс", которая владеет холодильным складом вместимостью 2,5 тысячи тонн, расположенным в центральной части ТОР "Приморье", обеспечивая выгодные условия для логистики в южной части края. Данный комплекс может принимать и обслуживать одновременно три больших грузовых рефрижератора. Другой крупный складской объект - ООО "Терра", специализирующийся на хранении различных товаров для больших торговых сетей и предприятий. На его площадках в данный момент размещается федеральный продовольственный ретейлер "Светофор".
Задача краевых органов власти заключается в создании благоприятной среды и возможностей для бизнеса, как большого, так и среднего, чтобы он мог формировать заказы для других регионов России, что позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Приморского края.
Отдельно была рассмотрена перспектива запуска Международной территории опережающего развития (МТОР), соответствующий закон о которой был подписан президентом Владимиром Путиным. Данный закон начнет действовать с 1 января, и эта инициатива была поддержана на федеральном уровне. МТОР предоставит новые налоговые льготы для совместных предприятий с российскими и зарубежными инвестициями, и уже наблюдается интерес инвесторов к этим преимуществам.
Новый режим особых условий будет применяться в бухте Суходол и будет направлен на привлечение инвесторов в сельскохозяйственном секторе. Предусматривается возведение зернового терминала и агропромышленного парка, что создаст новые рабочие места, современные производственные мощности и обеспечит дополнительные налоговые поступления. Общая стоимость данного проекта составляет 7 миллиардов рублей.
Вера Щербина заявила об уверенности в дальнейшем привлечении инвесторов, сославшись на переговоры с китайскими партнерами по переработке отходов, а также на планы по созданию туристических объектов и курортов. В настоящее время создаются новые зоны для комфортного размещения как российских, так и зарубежных туристов в регионе.
Подводя итоги, Вера Щербина, говоря о неизменно высоких показателях Приморского края в сотрудничестве с Китаем, упомянула о разрабатываемом проекте завода по изготовлению металлоконструкций, значимого для строительного сектора, а также о заводе по переработке отходов. Она также обратила внимание на усиление гуманитарных связей со всеми государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в особенности с Китаем. В начале декабря пройдут Дни Приморского края в провинции Ляонин, в Шэньяне, куда отправятся артисты из Приморья. На следующий год запланированы Дни Приморского края в Гуандуне. Такие события не только дают возможность оценить культуру обеих стран, но и содействуют налаживанию новых связей, проведению бизнес-встреч и переговоров, а также решению ключевых задач, включая привлечение новых инвестиций в регион.
Напомним, в рамках всестороннего плана правительства по развитию инфраструктуры до 2036 года, предусматривающего появление 16 новых объектов в Приморском крае, регион активно укрепляет свою роль ключевого логистического центра. В частности, Сбер и ВЭБ.РФ профинансировали создание сухого порта «Артем», который был официально запущен в начале сентября. Этот наземный логистический центр, чья первая очередь рассчитана на 0,5 миллиона TEU в год, призван развивать торговые связи с Китаем и странами АТР.