Фото: Shutterstock
Российский бизнес сохраняет приверженность целям устойчивого развития (УР). При этом четких критериев в стране для оценки вовлеченности бизнеса в устойчивое развитие нет, отмечают эксперты.
Государство инициирует создание единого национального регламента — «стандарта общественного капитала бизнеса», который должен унифицировать разрозненные профильные стандарты и формы нефинансовой отчетности в сфере устойчивого развития, стать одним из критериев оценки ответственности компаний и оказания им государственной поддержки.
Общественный капитал бизнеса — это совокупность материальных, финансовых, социальных и интеллектуальных ресурсов, которые компания использует для создания стоимости, укрепления репутации и развития устойчивых отношений с обществом, поясняет заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ) Георгий Белозеров.
От разрозненных оценок к общему стандарту
Цели устойчивого развития интегрированы в стратегии практически всех крупных отечественных компаний, отмечает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков.
Многие организации задействуют элементы ESG (от англ. environmental, social, governance — «окружающая среда, общество, управление») для выполнения собственных задач, например, в части профессионального развития и мотивации кадров, но при этом могут никак не отражать все это публично, отмечает руководитель проектов практики ESG консалтинговой компании Strategy Partners Елена Пастухова.
При отсутствии четких показателей оценки вовлеченности бизнеса в повестку УР подготовка нефинансовой отчетности по ESG служит наиболее релевантным критерием ответственности компаний, отмечает исполнительный директор дирекции по ESG Сбербанка Иван Барсола.
Например, на начало июня 2025 года в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было зарегистрировано 297 компаний, выпустивших нефинансовые отчеты (экологические, социальные, УР и интегрированные) за 2001–2025 годы. Всего предоставлено 1679 отчетов.
Минэкономразвития России предложило унифицировать оценку нефинансовых аспектов деятельности российских компаний и их вклада в общественное благосостояние, следует из проекта постановления «О стандарте общественного капитала бизнеса» (СОКБ). Причем, согласно документу, компании, прошедшие базовый уровень оценки, получат приоритетное право на получение мер господдержки.
Оператором стандарта станет автономная некоммерческая организация (АНО) «Общественный капитал», созданная АСИ и правительством Москвы.
Единый стандарт был разработан по поручению президента РФ для оценки вклада бизнеса в развитие общества и унификации нефинансовой отчетности, отмечает заместитель руководителя департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владимир Петраков: «Это не копия иностранных рейтингов, а отражение наших национальных целей». По его словам, введение СОКБ станет продолжением политики достижения технологической и финансовой независимости наряду с дедолларизацией и переориентацией товарных и денежных потоков с Запада на глобальные Юг и Восток.
Одной из ключевых миссий нового стандарта служит в том числе повышение ответственности малого и среднего бизнеса (МСП), говорит генеральный директор АНО «Общественный капитал» Асият Багатырова. По ее словам, сегодня у МСП объективно гораздо меньше мотивации, чем у крупного бизнеса, следовать повестке УР. Однако новым стандартом предусмотрено, что ответственные предприниматели будут иметь приоритет при реализации мер господдержки.
Региональная и федеральная помощь малому бизнесу будет становиться все более адресной и преимущество будут иметь те компании, которые ориентированы на цели устойчивого развития, выполняют социально важные задачи, отмечает Асият Багатырова: «Кроме того, участие в СОКБ — это дополнительный канал для продвижения по каналам b2c и b2g, возможность рассказать о себе через площадки АНО «Общественный капитал», правительства Москвы и АСИ».
По каким стандартам устойчивого развития работает отечественный бизнес
Активно ведут отчетность, по данным РСПП, компании из сферы энергетики, финансового сектора, металлургии, горнодобывающей промышленности, нефтегаза, химии и нефтехимии. «Эти отрасли имеют существенное экологическое и социальное воздействие, что требует более детального раскрытия информации и взаимодействия со стейкхолдерами. Также крупным компаниям нефинансовая отчетность нужна для привлечения инвестиций и работы на международных рынках», — поясняет Асият Багатырова.
Осенью прошлого года Московская биржа ввела обязательные требования по раскрытию нефинансовой информации для эмитентов первого и второго уровня листинга. В конце ноября из 88 таких компаний соответствующую отчетность выпустили 69 (78%).
Согласно исследованию АКРА и Комитета по интегрированной отчетности, проведенному с октября 2023-го по ноябрь 2024 года, подавляющее большинство компаний-участников опирались на несколько стандартов при подготовке отчетности. Среди международных стандартов традиционно лидирует Global Reporting Initiative (GRI) — 81% респондентов, планировавших выпускать нефинансовую отчетность по итогам прошлого года, указали его в качестве ориентира. В мировой практике GRI также применяется наиболее широко: его используют 79% из 500 участников исследования Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC).
Актуальными для отечественного бизнеса международными стандартами, по словам Асият Багатыровой, выступают также регламенты Совета по стандартам учета в области устойчивого развития (Sustainability Accounting Standards Board, SASB) — в роли дополнительного инструмента для раскрытия информации в отраслевом контексте, и методология TCFD (Task Force on Climate-related Financial Disclosures), которая применяется компаниями, для которых важно управление климатическими рисками. Растет число компаний, планирующих использовать при подготовке отчетности стандарты IFRS (S1 и S2), отмечают эксперты.
Наиболее популярные в России национальные регламенты в сфере УР — рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации от Банка России и проект стандарта отчетности об устойчивом развитии Минэкономразвития России. Ими в ноябре 2024 года планировали пользоваться 76% опрошенных АКРА. При этом сейчас эти регламенты интегрированы в СОКБ, который, по словам Асият Багатыровой, станет единственным суверенным отечественным стандартом в части нефинансовой отчетности и оценки бизнеса по вкладу в национальные цели. При этом участие в стандарте будет добровольным, бизнес сможет по-прежнему делать выбор в пользу международных регламентов УР, уточняет она.
В чем минусы отсутствия единого стандарта
При этом свобода выбора стандартов и объема информации позволяет компаниям скрывать негативные аспекты, что может восприниматься как «гринвошинг» (англ. greenwashing — «зеленый камуфляж», маркетинговая практика создания иллюзии ответственности бизнеса, введение потребителей в заблуждение относительно ESG-направленности товаров или услуг) и снижать доверие к отчетности, отмечает Елена Пастухова.
Во многих отчетах отсутствует аналитика по показателям, приводятся цифры без пояснений причин и тенденций их изменений от года к году, добавляет Асият Багатырова.
По данным EY 2024 Institutional Investor Survey, 85% инвесторов считают, что гринвошинг становится все более серьезной проблемой.
Далеко не все отчеты отражают реальную картину ответственности компаний. К примеру, в последние годы многие компании сместили акценты с экологической и корпоративно-управленческой составляющих на социальную, отмечают эксперты. Эффективность социальных проектов в рамках ESG часто критикуется из-за ограниченности ресурсов и фрагментарных подходов, говорит профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким: «Они обычно дешевле экологических: проще заниматься тем, что легче представить важным, а не решать корневые проблемы, такие как структурная несправедливость и неравный доступ к ресурсам».
Избыточность регламентов также может привести к сложностям. Руководитель направления «Устойчивое развитие» ЦМИ НИФИ Минфина Екатерина Копалкина приводит пример ЕС, где за последние пять лет были приняты десятки директив и регламентов в сфере УР. «В итоге европейский бизнес оказался задушен чрезмерным числом требований, и сейчас мы наблюдаем своего рода откат в зеленой повестке ЕС — принятый пакет мер «Омнибус» существенно ослабляет принятые законы и отодвигает их сроки», — поясняет она.
Эксперты отмечают важность ухода от излишней фрагментации и обеспечения эффективной работы переходных механизмов при формировании нормативной базы в сфере общественного капитала. Эти принципы учитывались при разработке СОКБ, говорит Асият Багатырова: «Кроме того, в работе над стандартом мы ставим задачу через год перейти от оценки расходов на реализацию социальных инициатив к оценке эффектов от этих инициатив, что более точно показывает вклад в социальное благополучие». По ее словам, это уже согласованная позиция членов совета по методологии АНО «Общественный капитал», осуществляющего контроль и мониторинг внедряемого стандарта.
Как стандарт общественного капитала встроится в существующую систему
Идет процесс ассимиляции, увеличивается запрос на унифицированные показатели, соответствующие интересам России, говорит Иван Барсола. Такие методологии есть у ЦБ, Минэкономразвития, «Национального ESG-альянса», РСПП. «Новый стандарт общественного капитала объединяет отечественные наработки и может помочь вовлечь в подготовку отчетности не только крупный, но и средний и малый бизнес. Это расширит перечень компаний, стремящихся к устойчивому развитию», — считает эксперт.
Стандарт общественного капитала бизнеса разработан в четырех вариантах: базовый и расширенный, для крупного бизнеса и для МСП. При этом разделен на четыре тематических блока: демография и семья, развитие человеческого потенциала, зеленая экономика и технологическая трансформация.
Для попадания в СОКБ компании дается на выбор два варианта: первый — опубликовать и представить свою нефинансовую отчетность, второй — предоставить необходимые данные по ключевым показателям, опубликованным в стандарте. Оба варианта реализуются через портал АНО «Общественный капитал» путем подачи заявки. Максимальный перечень включает 85 критериев оценки. «Четкие и измеримые критерии, которые предлагает СОКБ, требуют представления динамики показателей за последние три года, что повышает прозрачность и достоверность информации, исключает практики недобросовестной конкуренции», — уточняет Асият Багатырова. Компании, прошедшие оценку, будут включены в соответствующий реестр, чтобы впоследствии упростить процедуру получения мер поддержки.
«Общественный капитал» предлагает российским компаниям бесплатно получить отчет об устойчивом развитии после прохождения оценки по СОКБ, при желании предприниматели могут доработать и опубликовать его. Поскольку национальные цели России не противоречат Целям устойчивого развития ООН, это создает основу для адаптации и внедрения гармонизированных стандартов УР в странах глобального Востока и Юга, где СОКБ может стать одним из базовых, говорит Асият Багатырова: «Поэтому в перспективе мы планируем сотрудничество со странами БРИКС, ЕАЭС и ШОС, но сейчас приоритет — внедрение стандарта в России».
ESG-подходы в России сегодня трансформируются, и отечественный бизнес будет иметь больше преимуществ, отмечает руководитель экспертного центра «Деловой России» по ESG-трансформации, генеральный директор EcoStandard group Николай Кривозерцев.