Фото: Эрик Романенко / ТАСС
Товарооборот между Россией и Китаем, который стал для страны ключевым торговым партнером, по итогам 2024 года может достигнуть $250 млрд. Такой ориентир на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным обозначил председатель КНР Си Цзиньпин. «Это увеличение на 4%. По ситуации в первой половине года цель по-прежнему достижима», — отметил он. По данным Главного таможенного управления Китая, за январь—июль объем двусторонней торговли между странами увеличился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $136,67 млрд.
По итогам 2023 года объем продаж между странами достиг рекордного уровня в $240 млрд. В частности, китайский экспорт в Россию вырос на 46,9%, в обратном направлении он увеличился на 12,7%. При этом российское направление в 2023 году было одним из немногих, которые показывали прирост китайских поставок: экспорт из КНР в США и Европу сократился более чем на 10%.
Власти и России, и КНР рассчитывают, что в отдаленной перспективе положительная динамика сохранится. Так, первый вице-премьер РФ Денис Мантуров отмечал в конце июля 2024-го, что до 2030 года показатели взаимной торговли могут вырасти до $300 млрд.
Активное наращивание торговли между двумя странами связано с тем, что в ряде отраслей для российских производителей после закрытия западных рынков Китай стал практически единственным крупным рынком сбыта. Примером может служить экспорт алюминия, поставки которого в Китай в прошлом году, по данным Главного таможенного управления КНР, выросли вдвое.
«Мы наращиваем поставки нефти и газа, Китай в Россию везет оборудование и станки, бытовую технику и автомобили. Пока такое сотрудничество кажется взаимовыгодным: китайские товары закрывают ниши, пострадавшие от санкций, а российские минеральные ресурсы обеспечивают КНР энергетическую безопасность», — отмечает президент Национального координационного центра международного делового сотрудничества (НКЦ), директор Института Китая и современной Азии РАН (ИКСА РАН) Кирилл Бабаев.
Энергетические ресурсы
В целом за 2023 год Китай увеличил закупки российской нефти на 24%, до 107 млн т, следовало из статистики Главного таможенного управления КНР. Россия вышла на первое место среди поставщиков на этом рынке. В свою очередь, доля Китая в структуре российского нефтеэкспорта, как сообщал вице-премьер РФ Александр Новак, в прошлом году выросла до 45–50%.
Стратегическим партнером Китай остается и в газовой сфере. В прошлом году «Газпром» экспортировал в страну свыше 22,5 млрд куб. м газа, что в 1,5 раза больше показателей 2022-го, заявлял председатель правления компании Алексей Миллер. «Объем дополнительных поставок газа с начала запуска в эксплуатацию «Силы Сибири» (газопровод из РФ в Китай пропускной способностью 38 млрд куб. м. — РБК) максимальный по сравнению со всеми предыдущими годами», — отметил он. По словам главы «Газпрома», в 2025 году показатели экспорта достигнут проектной мощности трубопроводного маршрута. «Я уверен, что мы продолжим регулярно обновлять суточные рекорды поставки газа в эту страну», — заявил Алексей Миллер.
Как заявлял в конце июля 2024 года глава «Роснефти» Игорь Сечин на российско-китайском энергетическом бизнес-форуме, сотрудничество в энергетике предопределено географическим положением обеих стран, а также тем, что Россия производит 11% мирового объема жидких углеводородов, а на Китай приходится 16% их мирового потребления. По данным президента компании, российский энергетический экспорт в Китай в первом полугодии 2024 года вырос на 4%, до $46 млрд, в свою очередь, РФ обеспечила почти 20% импорта энергоресурсов КНР в стоимостном выражении.
Новый автопром
По данным таможенной статистики КНР, почти 60% стоимостных объемов китайского экспорта в Россию приходится на машины, оборудование и транспортные средства. Так, поставки пассажирских автомобилей в 2023 году увеличились более чем в семь раз (до $11,5 млрд). С учетом грузовиков, автобусов, тракторов ($3,75 млрд в 2023 году) и автозапчастей ($2,05 млрд) поставки достигли $22,5 млрд.
Во многом за счет роста закупок со стороны России Китай в 2023 году стал мировым лидером по экспорту автомобилей, достигнув, по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, планки 5,26 млн машин. По итогам первого полугодия 2024 года поставки машин из КНР на российский рынок росли еще активнее — на 35,4%, до $6,2 млрд. Как указывали эксперты «Автостата», в июне на Китай пришлось 93,7% в общем объеме ввоза новых машин.
«По объему продаж автомобилей на российском рынке вслед за лидером АвтоВАЗом выстроились уже привычные для нас китайские бренды. Тренд на локализацию и ее углубление в автопроме есть, но опять же с прямым участием китайских компаний», — говорит директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности ДРТ Александр Васильев. Эксперт напоминает, что отрасль продолжает реанимировать приостановленные производства, в основном совместно с китайскими партнерами. Он отмечает, что последние готовы инвестировать в производство в РФ, этому способствует и замедление развития экономики Китая: местные производители, ранее ориентировавшиеся на гигантский внутренний рынок, теперь ищут новые каналы сбыта.
Трудности с расчетами и инвестициями
В то же время, по словам Кирилла Бабаева, главным тормозом торгового взаимодействия России и Китая остается проблема платежей. После указа президента США Джо Байдена, разрешающего налагать американские санкции на любые банки, работающие с Россией, крупнейшие банки КНР один за другим отказались работать с российскими компаниями, отмечает эксперт. За ними последовали многие региональные банки Китая. «Смежной проблемой является вопрос открытия в Китае филиалов наших банков. Ряд крупнейших игроков российского рынка — «Сбер», Альфа-банк и другие — уже сделали шаги в этом направлении, однако и здесь нужна воля китайского руководства», — полагает он.
Помимо этого, указывает Кирилл Бабаев, проблемным местом взаимодействия России и Китая остается инвестиционное сотрудничество: китайские компании боятся вторичных санкций и непредсказуемого российского законодательства. «Здесь очень важную роль будет играть политика властей российских регионов: если они создадут хорошие условия для китайского бизнеса и смогут привлечь хотя бы двух-трех инвесторов из КНР, за этими первыми ласточками неизбежно последуют другие. Важной является также обсуждаемая сейчас инициатива создания Российско-китайского инвестиционного совета», — подчеркнул эксперт.
В августе 2024 года в интервью журналу «Эксперт» вице-премьер Дмитрий Чернышенко приводил примеры совместных проектов — в области электронной торговли («AliExpress Россия») и логистики (терминально-логистический комплекс «Белый Раст» в Московской области), в производстве бытовой техники (Haier в Татарстане), двигателей (КАМАЗ и Weichai в Ярославской области) и автомобилей (Haval в Тульской области).
В конце июля 2024 года Россия и Китай договорились об актуализации приоритетных проектов. Как заявлял первый вице-премьер РФ Денис Мантуров по итогам заседания межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству, речь идет более чем о 60 инициативах с объемом заявленных инвестиций свыше $138 млрд.
По мнению Кирилла Бабаева, сейчас для китайских инвесторов в России открыты большие возможности, особенно в целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, нефтехимии, производстве зерновых, мяса, морепродуктов и, конечно, автомобилестроении.