Вместе с экспертами разбираемся, повысятся ли цены на первичном рынке ТиНАО после запуска новых станций метрополитена
К 2032 году в Новой Москве должны будут работать 24 станции метро, семь из которых планируется запустить в ближайшие два года. Таким образом, в 2024 году в ТиНАО будет функционировать 15 станций. На Калининско-Солнцевской и Троицкой линиях строятся «Коммунарка», «Тютчевская», «Пыхтино», «Мамыри», «Бачуринская» и «Потапово». В стадии проектирования находятся следующие станции Троицкой ветки: «Ракитки», Сосенки», «Кедровая», «Десна», «Ватутинки» и «Троицк».
Вместе с экспертами разбираемся, как открытие станций метрополитена влияло на стоимость жилья в ТиНАО до сих пор и ожидать ли скачка цен после ввода в эксплуатацию новых.
Станции метро уже заложены в цену новостроек
Рост цен на жилье при запуске станций метро в Новой Москве приходится в основном на первый-второй год, после того как наибольшая часть потребителей начинает ощущать улучшение транспортной доступности своих проектов, говорит генеральный директор «НДВ Супермаркет Недвижимости» Наталия Кузнецова. Сейчас, по ее словам, ценовые скачки при открытии новых станций уже не так заметны, так как предполагаемое удорожание уже заложено в ценник проектов, поскольку на сегодняшний день разработаны все планы по строительству и запуску новых станций метрополитена. Застройщики, обладая данной информацией, закладывают рост цены от улучшения транспортной доступности в стоимость квартир. Эта информация становится серьезным стимулом для потребителей, чтобы выйти на сделку, добавляет Наталия Кузнецова.
Руководитель центра новостроек компании «Этажи» Ригина Гордеева также подтверждает, что из-за долгосрочного планирования строительства метрополитена и заблаговременного анонсирования открытия новых станций метро влияние таких событий на стоимость недвижимости стало менее ощутимым и более пролонгированным по времени. Раньше метро в отдаленных районах воспринималось как чудо, теперь — как привычный атрибут жизни в столице, говорит эксперт.
Читайте также: Собянин присвоил названия 22 строящимся станциям московского метро
Устойчивое клише, что появление метро повышает цены на 10%, 20% или 25%, пришло из 1990-х и начала 2000-х годов, когда продлевали радиальные ветки метро в отдаленные спальные районы, но при этом ничего, кроме появления нового транспортного объекта, в них не менялось, добавляет руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов. С новостройками в Новой Москве происходят более сложные процессы. Помимо улучшения транспортной доступности, происходят и иные изменения в трансформации городской среды, районы становятся более обжитыми, формируется автодорожная сеть, а застройщики на фоне высокой конкуренции повышают качество продукта. Прогнозировать, что цены в ЖК у метро будут расти чуть быстрее, можно, но этот рост объясняется и множеством иных факторов, считает эксперт.
Как запуск новых станций метро влиял на цены
На сегодняшний день в ТиНАО функционируют восемь станций. Первые из них — станции метро «Румянцево» и «Саларьево» — были открыты в поселении Московский в 2016 году. На тот период на рынке Новой Москвы в пешей доступности от метро (в поселении Московский) находились только четыре проекта, говорит Наталия Кузнецова. Запуск двух станций метро на тот момент способствовал росту цен только на те проекты, которые находились в пешей доступности от него. В 2016 году средняя цена 1 кв. м составляла 102,7 тыс. руб., которая через год после запуска метро выросла на 2,3%, а через два года — на 11,9%. В 2019–2020 годах, когда станции метро в этой локации не открывались, рост средней цены составил 16,2%, а в 2020–2021 годах дошел до 28,9%. То есть цены повышались без запуска в эксплуатацию новых станций метрополитена, добавляет эксперт.
Читайте также: Власти Москвы рассказали, какие станции метро откроют к началу 2023 года
Так будет выглядеть станция «Коммунарка»
Новые станции заметного влияния на цены в ТиНАО не окажут
Открытие станций первой очереди Троицкой линии за МКАД на стоимость жилья окажет умеренное влияние. Они появятся в рамках существующего транспортного коридора (Калужского шоссе), большая часть из них расположена рядом с торговыми объектами, а не с жилыми домами, замечает Алексей Попов. Продление Сокольнической линии (от станции «Коммунарка» до станции «Потапово» со строительством депо) улучшит транспортную доступность строящихся жилых комплексов между поселком Коммунарка и Южным Бутово. Но, по мнению эксперта, взрывного роста цен на новостройки, по словам эксперта, здесь тоже не ожидается.
«Продление Солнцевской линии во Внуково почти не повлияет на цены в новостройках. Станция в самом аэропорту ориентирована на обслуживание воздушной гавани, а промежуточная станция «Пыхтино» уже окружена готовым жилым комплексом с одной стороны и лесом с другой. Места для нового строительства тут нет», — резюмирует Алексей Попов.
Читайте также: