Как классификация компаний по цвету помогает развитию бизнеса — РБК Отрасли

Фото: Unsplash

В современной теории менеджмента популярна цветовая типология организаций Фредерика Лалу, бывшего партнера McKinsey & Company, обладателя степени MBA. В своей книге «Открывая организации будущего» он использует теорию спиральной динамики для описания эволюции компаний.

Лалу выделяет несколько стадий развития организаций, от красного к бирюзовому, где каждая ступень отражает тип модели управления, уровень осознанности и устойчивости компании:

  • в красных организациях власть сосредоточена в руках одного человека, который использует силу и страх для управления. Такие модели эффективны в кризисные моменты, но не подходят для повседневных задач. Примеры: мафия и уличные банды;
  • для янтарных организаций характерны стабильность, ранговая система и главенство правил. Они имеют пирамидальную структуру с вертикальными цепочками управления и строгой дисциплиной. Примеры: бюджетные организации, государственные школы, армия и церковь;
  • оранжевые отличаются от предыдущих открытостью к инновациям, которые помогают получать больше прибыли. В оранжевых компаниях процветает культ успеха и эффективности. Примеры: крупные международные корпорации;
  • зеленые организации предоставляют сотрудникам больше прав и возможностей, делегируя власть и отказываясь от тотального контроля. Однако процесс принятия решений в них может затягиваться. Примеры: Southwest Airlines, Ben & Jerry's и The Container Store;
  • бирюзовые организации функционируют как живые организмы с распределенными полномочиями и самоуправлением, традиционные пирамидальные иерархии здесь не работают. В таких компаниях сотрудники принимают решения самостоятельно, консультируясь с экспертами, а все процессы прозрачны и открыты. Эти организации редки, но их элементы можно встретить в стартапах и социально-ориентированных проектах.

Считается, что компаниям нужно стремиться к бирюзовой модели, однако она подходит не для всех сфер деятельности и не все сотрудники готовы работать по ее правилам. Понимание цветовой классификации помогает топ-менеджменту определить текущую стадию развития организации, найти соответствующие подходы и сотрудников. А кандидатам эта типология позволяет оценить, смогут ли они существовать в определенной корпоративной среде.

Культура организации складывается из разных факторов, и не все из них получается контролировать. При этом важно подбирать стиль управления под конкретные задачи, а не в соответствии с модой.

Подробнее читайте на проекте «РБК Тренды»:

Эволюция бизнеса: чем плохи красные и хороши бирюзовые компании

Тренды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *