От великой княжны к супермодели: как Натали Палей покорила Париж
История жизни Натали Палей, княжны по рождению, вполне могла бы лечь в основу драматического повествования, охватывающего эпохи революций и мировых войн. Ей выпало пройти через две мировые войны, пережить революционные потрясения, а также стать свидетельницей расцвета моды, киноискусства и авангарда. Почти всю свою жизнь Палей провела в изгнании, причиной чему сперва стал неодобряемый брак её родителей, а затем - революция. Лишившись большей части своей семьи и покинув Россию, она нашла пристанище в Париже, где достигла статуса одной из первых мировых супермоделей. Её портреты украшали обложки журнала Vogue, её снимали ведущие фотографы, в неё влюблялись выдающиеся деятели искусства, а известный писатель Ремарк нашёл в ней вдохновение для одной из своих героинь. Пятого декабря исполняется 120 лет со дня рождения Натали Палей, и мы вспоминаем её жизненный путь, как сообщает ТАСС.
Наталья Павловна Палей появилась на свет в 1905 году. Её отцом был великий князь Павел Александрович, шестой сын императора Александра II, благодаря которому Натали получила свой княжеский титул. Павел Александрович нарушил установленные правила дома Романовых, связав свою судьбу с Ольгой Карнович, которая на тот момент была замужем и не принадлежала к знатному роду. После рождения их сына Ольга завершила свой развод, и Павел Александрович немедленно женился на ней. Свадебная церемония состоялась в Италии, после чего Романовы приказали паре покинуть Россию, и семья обосновалась в Париже. В 1903 году у них родилась дочь Ирина, а два года спустя - Натали.
В 1908 году семья Палей получила от императора Николая II, приходившегося Наталье двоюродным братом, разрешение на возвращение в Россию. Им был предоставлен дворец в Царском Селе, а в 1915 году им присвоили российский княжеский титул Палей. Однако их благополучие оказалось недолгим. В 1916 году великий князь Дмитрий Павлович, приходившийся Натали сводным братом по отцу, принял участие в убийстве Григория Распутина. Его арест вызвал широкий общественный резонанс, и по указанию Николая II он был отправлен в ссылку в Персию. После Октябрьской революции 1917 года большевики сослали родного брата Наталии, князя Владимира Палея, в Пермскую губернию, где позднее он был казнён. Судьба её отца, Павла Александровича, также оказалась трагической: его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а затем расстреляли в 1919 году.
Ольга Палей сумела спасти своих дочерей. Вместе с Натальей и Ириной они бежали из России через Финляндию. К 1920 году семья вновь оказалась в Париже, где жила в статусе обедневших эмигрантов, переживших глубокие душевные потрясения. Спустя годы Натали вспоминала об этом в одном из своих интервью:
Я чувствовала себя другой. В 12 лет французские девочки еще читали "Робинзона Крузо" и смотрели фильмы с Дугласом Фэрбенксом. В 12 лет я приносила хлеб своему отцу в тюрьму. Как я могла быть похожа на них? Я всегда молчала, не любила играть. Но очень много читала. Я была перед лицом смерти, совсем близко. Мой отец, брат, двоюродные братья, дяди - расстреляны, кровь Романовых брызнула на мою юность. Это привило мне вкус к грустным вещам, к поэзии - ледяному и огненному преддверию смерти. Позже одноклассники поняли меня и уважали, как бы странно это ни казалось.
, - говорит Натали Палей.Ольга Палей испытывала финансовые трудности и не могла обеспечить дочерям полноценное образование. Новость о том, что Натали выбрала карьеру модели, Ольга приняла без особого воодушевления, поскольку в то время профессия манекенщицы не считалась престижной. Однако в тот период модная индустрия активно развивалась, во многом благодаря русским эмигрантам: представители аристократии, покинувшие Россию, открывали собственные модные салоны. Например, Бетти Буззард, в прошлом фрейлина императрицы Александры Федоровны, известная до эмиграции как баронесса Елизавета Гойнинген-Гюне, основала дом моды "Итбе", а князь Феликс Юсупов вместе с женой Ириной открыли "Ирфе". Именно в этих модных домах Натали начала свою деятельность в качестве манекенщицы.
Ольга Палей, используя свои обширные связи в высшем обществе, организовывала благотворительные вечера для русских беженцев, на которые приходили видные французские модельеры и дизайнеры. На одном из таких событий Коко Шанель лично обратила внимание на 21-летнюю Наталью. Шанель была поражена её красотой - высоким ростом, изяществом и грацией русской княжны. Коко Шанель представила её известному кутюрье Люсьену Лелонгу, чей модный дом, помимо прочего, нанимал молодых Кристиана Диора и Пьера Бальмена. Вскоре Натали Палей стала не только ведущей моделью Лелонга, но и его женой.
В аристократических кругах этот брак воспринимался как мезальянс, так как великая княжна выходила замуж за человека, занимавшегося пошивом одежды. Тем не менее, этот союз принёс выгоду обоим: люсьен использовал связи Натали с высшим обществом, а она сама стала одной из наиболее узнаваемых фигур в мире моды. Снимки Палей регулярно публиковались на обложках журнала Vogue, а такие ведущие фотографы того времени, как Эдвард Стейхен, Сесил Битон, Хорст П. Хорст и Георгий Гойнинген-Гюне, стремились запечатлеть её. В честь Натали Люсьен Лелонг даже выпустил парфюм "Indiscret", который впоследствии стал любимым ароматом Марлен Дитрих.
Хотя брак Натали Палей и Люсьена Лелонга длился с 1927 по 1937 год, у манекенщицы были и другие романтические увлечения, в основном платонического характера. К ней тянулись выдающиеся умы того времени, привлечённые её интеллектом, воспитанием, красотой, а также глубоким пониманием и любовью к искусству. Среди её поклонников были художники Павел Челищев и Сальвадор Дали, а также балетный артист Сергей Лифарь. Она поддерживала дружбу с кинорежиссёром Лукино Висконти и актрисой Марлен Дитрих. В начале 1930-х годов Натали сблизилась с Жаном Кокто. Этот поэт, режиссёр, художник и яркий представитель авангарда даже предлагал ей выйти замуж и родить детей, но Палей отказалась. В 1942 году Натали познакомилась с Антуаном де Сент-Экзюпери, автором "Маленького принца", и они активно переписывались вплоть до его гибели в 1944 году. Эта связь имела огромное значение для писателя; в одном из писем он признался ей в любви, отметив, что это было лишь третье подобное признание в его жизни.
Она излучает свет молока и меда, а когда снимает платье - то это чудо, сравнимое разве что с рассветом.
, - писал Сент-Экзюпери о Палей.После успешной модельной карьеры Натали решила попробовать себя в кино. В 1930-х годах она дебютировала на экране и снялась в нескольких фильмах. Хотя Палей чаще исполняла второстепенные или эпизодические роли, в мюзикле "Человек из "Фоли-Бержер"" (1935, режиссёры Марсель Ашар, Рой Дель Рут) ей досталась одна из главных ролей. Ей не удалось стать выдающейся актрисой, но кино принесло ей новые знакомства. На съёмках фильма "Сильвия Скарлетт" (1935) Натали подружилась с актрисой Кэтрин Хепберн, и их дружба продлилась до конца жизни. В 1937 году Натали развелась с Люсьеном Лелонгом. Несмотря на сохранение добрых отношений, кутюрье отметил развод, выпустив парфюм под названием "N". Это название было символичным, поскольку являлось первой буквой имени его бывшей жены и одновременно по-французски "le N" ассоциируется со словом "ненависть". Позже Палей переехала из Франции в США и вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона. Супруги обосновались на Манхэттене и активно путешествовали; их излюбленными местами для отдыха были Санкт-Мориц, Лондон и Венеция.
В Соединённых Штатах Натали продолжила заниматься модельной деятельностью, активно участвуя в светской жизни, организуя приёмы и благотворительные акции. На одном из таких мероприятий в начале 1940-х годов она познакомилась с писателем Эрихом Марией Ремарком, автором "Трёх товарищей". Их роман длился десять лет, наполненный ссорами, расставаниями и примирениями, но неизменно служивший источником вдохновения для Ремарка. Это была глубокая связь между двумя людьми, пережившими войну, потери и изгнание. Ремарк видел в Натали воплощение изящества и благородства, а она находила в нём поддержку, поскольку писатель, будучи изгнанным немцем, понимал ценность утраченной родины. Ремарк был настолько вдохновлён русской княжной, что создал на её основе образ одной из героинь своего романа "Тени в раю", который был опубликован посмертно в 1971 году. По сюжету, героиня Наташа Петрова - манекенщица, пережившая революцию и эмиграцию, потерявшая всё, но сохранившая достоинство и грацию. Ремарк и Палей расстались в 1950 году.
После смерти Джона Уилсона в 1961 году Натали осталась жить в США, постепенно отстраняясь от общественной жизни. Она содержала домашних животных и редко покидала дом. Развивающийся диабет привёл к постепенной потере зрения. Наталья страдала от депрессии, которую безуспешно пыталась облегчить с помощью алкоголя. Несмотря на многочисленные романтические отношения, детей у Палей не было. Последние годы своей жизни Натали провела в уединении, находя утешение лишь в письмах от старых друзей и в воспоминаниях. В 1981 году, в возрасте 76 лет, великая княжна получила перелом шейки бедра, была доставлена в больницу Рузвельта в Нью-Йорке, где впоследствии и скончалась.