Битва гаваней 1860-х: как казачьи посты и отсутствие дорог решили судьбу столицы Приморья
Хотя Приморье было официально включено в состав России и активно осваивалось русским населением в 1860 году, первые русские поселения возникли здесь на два года раньше. Это произошло после подписания Айгунского договора в 1858 году, который установил совместное управление Уссурийским краем со стороны России и Китая. Изначально эту территорию заселяли казаки, основывавшие станицы вдоль правого берега реки Уссури. Об этом сообщает PrimaMedia.ru.
Несмотря на то, что освоение края поначалу шло с северной стороны, позднее основная масса переселенцев переместилась в Южно-Уссурийский край. Эта область отличалась более плодородными землями, мягким климатом и наличием удобных гаваней. Морские порты на юге края стали ключевыми центрами притяжения, поскольку сухопутная дорожная сеть в Уссурийском крае в то время отсутствовала.
Первые укреплённые русские пункты на юге края были заложены в бухте Владимира в 1858 году (позднее перенесён в бухту Ольга), в заливе Посьета в 1859 году и в бухте Золотой Рог в 1860 году. Пост Новгородский в заливе Посьета и пост Владивосток в Золотом Роге некоторое время оспаривали звание главного порта России в этом регионе. В конечном итоге победил Владивосток. Его более выгодное расположение и удалённость от российско-китайской границы не только закрепили за ним статус ключевого порта, но и сделали его столицей Приморской области.
Пост Владивосток был основан 2 июля 1860 года. Отряд прапорщика Комарова, прибывший на судне "Маньчжур", высадился в бухте Золотой Рог. Первыми постройками здесь стали казарма для солдат, офицерский флигель и склад для продовольствия. В 1861 году была возведена церковь, и начали появляться гражданские жители.
Развитию Владивостока способствовал статус порто-франко, то есть свободного порта без таможенных пошлин, полученный практически с самого основания. Исключениями были лишь алкоголь и чай. Этот статус привлёк в город множество коммерсантов как из России, так и из-за рубежа. Уже к 1865 году здесь, помимо русских и китайских торговцев, проживали американец Купер, англичанин Де Фриз, а также немцы Кунст и Альберс.
Таким образом, Владивосток начал формироваться как международный порт.
Отсутствие крупных промышленных предприятий поначалу замедляло развитие Владивостока как городского центра, но эта проблема была решена. Основу промышленности города составили мастерские Военного порта, которые постепенно преобразовались в судоремонтный завод, а затем - в Дальзавод. Это предприятие стало и до сих пор остаётся крупнейшим в городе.
Дальзавод начал свою историю с небольших мастерских, основанных в 1864 году Николаем Шкотом, начальником Южных гаваней Восточного океана. В 1871 году мастерские получили статус Адмиралтейства, в 1887 году открылся первый механический цех, а в 1897 году - первый сухой док.
В 1871 году было принято важное для Владивостока решение: перенести сюда из Николаевска главный порт и резиденцию губернатора Приморской области. Это окончательно закрепило за Владивостоком положение важнейшего населённого пункта и морского порта на российском Дальнем Востоке.
Владивосток очень быстро прошёл путь от военного поста до полноценного города, что заняло всего 20 лет. Пост был основан военными; в 1861 году здесь поселились первые гражданские лица, а к 1865 году пост превратился в посёлок, где было введено гражданское управление. В 1875 году во Владивостоке учредили городское управление, а в 1880 году ему официально присвоили статус города.
После получения городского статуса население Владивостока начало быстро увеличиваться. Если в 1860-е годы число жителей поста не превышало одной тысячи человек, к середине 1870-х оно достигло трёх тысяч, а в 1880 году - около семи тысяч. Всего за пять лет (с 1880 по 1885 годы) после получения статуса города численность населения почти удвоилась, превысив 13 тысяч человек.
До середины 1870-х годов Владивосток был застроен преимущественно деревянными зданиями. В 1872 году на Первой речке был открыт первый в городе кирпичный завод. Это было государственное предприятие, предназначенное для производства кирпича для портовых и других казённых сооружений. Первыми каменными строениями в городе стали цеха и мастерские будущего Дальзавода, а также здания Морского госпиталя.
Вскоре начали появляться и частные кирпичные производства. В 1876 году китайский предприниматель Ун Дан-гуй получил заказ на собственное производство кирпича и поставил 300 тысяч штук для порта. Этот кирпич оказался значительно дешевле того, что ранее поставлял казённый завод. Затем во Владивостоке открылось ещё несколько китайских кирпичных заводов, что усилило конкуренцию как с государственным предприятием, так и между частными производителями, ещё сильнее снизив стоимость кирпича. В результате, в городе стало появляться всё больше каменных зданий.
Мощным импульсом для развития Владивостока стало начало строительства железной дороги в 1891 году. Одновременно с этим приступили к возведению Коммерческого порта (ныне Торговый порт) и сухого дока, который стал вторым по величине в России. После завершения строительства всех этих объектов Владивосток вошёл в число крупнейших российских портов.
В 1893 году во Владивостоке была запущена первая частная электростанция, предоставлявшая услуги всем желающим. К 1900 году в городе уже работало несколько частных электростанций, а в 1912 году открылась первая государственная электростанция, ныне известная как ТЭЦ-1.
Долгое время одной из серьёзных проблем для Владивостока оставалось водоснабжение. Из-за отсутствия поблизости крупных водоёмов, вопрос решался за счёт артезианских колодцев, однако воды всё равно не хватало. Проекты по строительству водопровода разрабатывались с 1890-х годов, но реализован был только один - водопровод с Первой речки для нужд железной дороги (1903 год). Общественный городской водопровод появился лишь в советское время после строительства Седанкинского водохранилища (1936 год).
Ещё одной сложностью для Владивостока были дороги. Из-за сложного рельефа городские мостовые и тротуары долгое время находились в неудовлетворительном состоянии. Даже мощение главной улицы города, Светланской, было завершено только к 1900 году. К 1910 году были замостили улицы Китайскую, Алеутскую, Пекинскую, а на Светланской проложили трамвайные пути. В 1912 году во Владивостоке заработал электрический трамвай, ставший первым в Азиатской части России.
В период с 1900 по 1905 годы развитие Владивостока несколько замедлилось. Это было связано с появлением конкурента - Порт-Артура, который был арендован у Китая, а также с последовавшей Русско-японской войной. После падения Порт-Артура и окончания войны, российское правительство направило значительные финансовые ресурсы на укрепление Владивостока и строительство Владивостокской крепости, что привлекло в город новых рабочих и инвестиции.
В конце XIX - начале XX веков население Владивостока росло очень быстро. К 1900 году в городе проживало 25 тысяч человек, к 1908 году - 80 тысяч, а к 1917 году число жителей достигло 120 тысяч. Владивосток превратился в крупнейший город российского Дальнего Востока.
Напомним, 15 октября 2025 года компания-перевозчик «Экспресс Приморья» совместно с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края отменили сезонное расписание для пригородных электропоездов. Это означает, что дачные электрички теперь будут курсировать круглогодично, а с 26 октября планируется ввести дополнительные рейсы для аэроэкспресса между железнодорожным вокзалом Владивостока и аэропортом Кневичи. Данные изменения обусловлены стабильным ростом пассажиропотока, достигшим самых высоких показателей на Дальнем Востоке, что связывается с обновлением железнодорожного парка и введением единого тарифа на городских маршрутах.