Progorod logo

Угольные порты Приморья теряют грузы: Ванино перехватывает миллионы тонн и налоги

14 октября 09:39Возрастное ограничение16+
PrimaMedia.ru

Портовые баталии Приморья и Хабаровска в угольной гонке

Порты Приморского края зафиксировали снижение объемов перевалки грузов, особенно это заметно по экспорту угля. В то же время, портовые мощности Хабаровского края демонстрируют обратную тенденцию: так, угольный порт Ванино показал существенный рост в сравнении с прошлым годом. Такое сокращение грузооборота может привести к вынужденным простоям для докеров, а бюджет Приморского края рискует недополучить значительную часть налоговых поступлений. Об этом издание PrimaMedia.ru сообщает.Согласно данным, предоставленным Ассоциацией морских портов России (АСОП), общий грузооборот портов Дальневосточного бассейна за период с января по сентябрь 2025 года достиг отметки в 185,5 миллиона тонн. Этот показатель на 5,5% превышает данные за аналогичный период 2024 года. Перевалка сухих грузов показала рост на 8,7%, достигнув 125,2 миллиона тонн. Однако объемы жидкие грузы сократились на 0,5%, составив 60,3 миллиона тонн, преимущественно за счет нефти и нефтепродуктов. При этом универсальные порты продолжают функционировать в полной мере.Среди приморских портов стабильное положение сохраняет порт Владивосток. Его основные операторы, "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП, входящий в группу FESCO) и "Владивостокский морской рыбный порт", являются универсальными. За первые девять месяцев 2025 года порт Владивосток в общей сложности обработал 30,7 миллиона тонн грузов, что на 11,3% больше, чем годом ранее. "Владморрыбпорт" в третьем квартале 2025 года перевалил более 63 тысяч тонн рыбы и рыбной продукции, в основном горбуши, нерки и кеты, превзойдя показатели предыдущего года. Почти 44 тысячи тонн этой продукции были отправлены на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона морским путем.Порт Находка, где ключевым оператором выступает "Находкинский морской торговый порт", также демонстрирует небольшой, но положительный рост, достигнув 21 миллиона тонн (увеличение на 0,1%). В то же время, порт Восточный, который специализируется на перевалке угля, показал заметное снижение грузооборота - до 63,1 миллиона тонн за январь-сентябрь 2025 года, что на 3,4% меньше по сравнению с прошлым годом. На фоне этих изменений хабаровский порт Ванино, ключевыми операторами которого являются "Ванинский морской торговый порт" и "Дальтрансуголь", продемонстрировал значительный рост на 35,3%, обработав 29,2 миллиона тонн грузов. Это указывает на то, что торговля растет в соседнем регионе.Кемеровская область смогла наверстать упущенное по уголь вывозят из региона в порты Приморского и Хабаровского краев, что помогло предотвратить еще большее падение для стивидоров. В начале 2025 года ОАО "РЖД" и правительство Кузбасса заключили соглашение об экспорте 54,1 миллиона тонн угля в восточном направлении, что соответствовало условиям договора 2024 года. Однако в некоторые месяцы угольные компании отгружали меньшие объемы, чем было предусмотрено планом.

"За последний месяц (сентябрь 2025 года - прим. ред.) нам удалось нарастить объемы отгрузки угля на восток, что позволило наверстать отставание и выполнить соглашение с РЖД за 9 месяцев. Теперь, чтобы не снижать темпы вывоза, необходимо уделять особое внимание предотвращению смерзаемости угля, так как в зимнее время это является критически важным для сохранения экономической эффективности и ритмичности его транспортировки", - написал первый заместитель губернатора - председатель правительства Кемеровской области Андрей Панов в своем телеграм-канале (18 ).

Как сообщалось ранее, в начале 2025 года Приморский край зафиксировал существенный рост объема грузовых перевозок с Китаем на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Министр экономического развития региона Андрей Блохин тогда же подчеркнул, что данная ситуация требует незамедлительных действий в области инфраструктуры, поскольку ежедневно через границу проезжает около 800 грузовых автомобилей. В ответ на это, к концу 2025 года в Приморье запланировано модернизировать три пограничных пункта: Краскино, Пограничный и Марково. Эти меры призваны увеличить их общую пропускную способность в пять раз и сократить очереди, на что из бюджетов выделено более 8 миллиардов рублей.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: