Сотни владивостокцев вышли на первый за годы ковида согласованный митинг против утильсбора
Голос граждан за справедливость в автопроме
Одиннадцатого октября во Владивостоке, у Дома молодёжи, состоялась акция протеста против увеличения утилизационного сбора. Это мероприятие стало первым санкционированным выступлением граждан после периода пандемических ограничений, его проведение власти одобрили лишь с третьей попытки. На митинге присутствовали сотни людей, перед которыми выступили депутаты Законодательного Собрания Приморского края и представители общественности. Участникам был представлен проект резолюции с основными требованиями к правительству страны.
Митинг проходил в спокойной атмосфере, без радикальных высказываний. Организаторы обеспечили соблюдение всех мер безопасности. Территория перед Домом молодёжи была огорожена металлическим барьером, а вдоль дороги дежурил специализированный транспорт правоохранительных органов. Сотрудники полиции контролировали подходы к площадке по всему периметру, проход осуществлялся через металлодетекторы.
Во время мероприятия волонтёры собирали подписи участников для обращения в российское правительство с просьбой пересмотреть планируемое повышение утилизационного сбора. Всего собралось несколько сотен человек, по оценкам организаторов, их было более четырёхсот, однако точное число будет определено после подсчёта всех собранных подписей. Значительная часть горожан наблюдала за происходящим издалека, находясь за ограждениями. Внутри огороженной зоны многие держали в руках плакаты с призывами, касающимися качества дорог, роли автомобиля как средства передвижения, а также необходимости создания предприятий по утилизации. Политические лозунги отсутствовали.
В полдень, когда акция началась, к микрофону подошёл депутат Законодательного Собрания Приморского края и один из организаторов, Александр Сустов. Он выразил благодарность участникам за их гражданскую позицию и внимание к проблеме, а также отметил слаженную работу правоохранительных органов. Сустов сообщил, что к протесту присоединились и другие регионы страны. Депутат Сустов вывел Владивосток на митинг 11 октября против утильсбора с ноября 2025-го. Он также подчеркнул, что Владивосток официально согласовал митинг 11 октября против планов Минпромторга по утильсбору лишь с третьей попытки.
Мы, конечно, патриоты своей Родины, но мы хотим, чтобы наш автопроизводитель был таким же качественным, как и те иномарки, которые мы приобретаем. Это значит, мы не против отечественного производителя, но мы за то, чтобы была здоровая конкуренция, а не ограничения. Потому что здоровая конкуренция рождает возможность роста и развития. Отсутствие конкуренции приводит, к сожалению, к застою, - рассказал депутат.Несмотря на выраженное гражданами недовольство утилизационным сбором, митинг прошёл без инцидентов. Сначала выступили основные спикеры, среди которых были депутат Законодательного Собрания Приморского края Леонид Васюкевич, депутат Надеждинского района Олег Григорьев, бывший депутат ЗСПК Геннадий Шульга и активист Максим Чихунов. После их выступлений возможность высказаться получили и обычные граждане. Выступающие говорили о понимании текущей ситуации и необходимости учитывать общественное мнение. Проблема повышения утильсбора сохраняла свою остроту.
Спикеры подчёркивали свою приверженность стране, однако указывали на готовность приобрести российские автомобили только при условии их соответствия японскому качеству и китайским ценам. Они также отметили, что рост утилизационного сбора неизбежно приведёт к значительному увеличению стоимости автомобилей, которые в современных условиях являются неотъемлемой частью семейного, бытового и производственного уклада. Кроме того, ораторы указали, что автомобиль сам по себе представляет ценный ресурс, содержащий металл, электронику и другие компоненты. В связи с этим было высказано предложение выплачивать людям средства за сдачу старых машин на утилизацию, подобно тому, как это происходит при сдаче вторсырья, а не взимать с них плату. Особое внимание было уделено отсутствию в России развитой сети заводов по переработке автомобилей. Импорт авто через Уссурийскую таможню взлетел в 5,2 раза: 300 машин оформляют ежедневно, что также поднимает вопросы об инфраструктуре.
На митинге также обсуждались проблемы качества дорог, которые, по мнению участников, не улучшатся даже при росте утильсбора. Граждане активно выходили к микрофону, чтобы поделиться своим мнением, большинство из них выразили несогласие с новой инициативой. Многие предлагали поддерживать отечественный автопром не за счёт дополнительных сборов, а путём развития отрасли через эффективные экономические и организационные меры. Прозвучали предложения и от представителей местного бизнеса. Один из предпринимателей, занимающийся поставками автомобилей по заказу из Японии, Кореи и Китая, выразил серьёзную озабоченность потенциальными последствиями повышения утилизационного сбора. Сообщается со ссылкой на PrimaMedia.ru, что по его мнению, этот сбор не преследует коммерческих целей, а носит запретительный характер, что в случае его увеличения может привести отрасль к стагнации.
Этот утильсбор является не коммерческим, а заградительным. Я думаю, что отрасль, в лучшем случае, уйдёт в стагнацию, а в худшем - 70−80% бизнеса отвалится, - подчеркнул предприниматель.В заключительной части митинга был оглашён проект резолюции. Участники акции потребовали от правительства России отказаться от планов по увеличению ставок утилизационного сбора. В документе содержались следующие призывы:
обеспечить прозрачность процессов формирования и расходования средств, поступающих от уплаты сбора; создать современную инфраструктуру для утилизации транспортных средств; пересмотреть налоговую и таможенную политику с целью снижения стоимости ввоза автомобилей; развивать отечественную автомобильную промышленность за счёт поддержки конкуренции, а не ограничений.Кроме того, участники предложили привлекать крупный бизнес к решению актуальных экономических задач вместо введения новых налогов для населения. В контексте таких требований, вопрос, когда Светофоры Владивостока перенастроили на 17 секунд, но пробки остались, кажется мелкой проблемой, но также отражает общую неэффективность. Возможно, если Прокуратура требует отменить застройку 18 домов до 44 этажей на месте Спортивного рынка, то и другие требования граждан будут услышаны.
Как сообщалось ранее, Министерство промышленности и торговли РФ представило новые правила для вычисления утилизационного сбора, согласно которым с 1 ноября 2025 года размер платежа будет зависеть от мощности двигателя. Данный проект вызвал значительное общественное недовольство, собрав к 6 октября более 120 тысяч негативных комментариев на федеральном портале. В ответ на это депутат Законодательного собрания Приморского края Александр Сустов выступил инициатором акции протеста. Мэрия Владивостока подтвердила выдачу разрешения на проведение мероприятия 11 октября у Дома молодежи.