Что такое дроссельная заслонка, за что она отвечает и как работает :: Autonews
Что такое дроссельная заслонка Устройство и как работает Регулятор (клапан) холостого хода дросселя Неисправности дроссельной заслонки Что такое дроссельная заслонка rbc.group
Дроссельная заслонка, дроссельный узел или, следуя сокращенному названию, просто дроссель — это механизм, осуществляющий дозировку воздуха, поступающего в двигатель. Именно дроссель имеет прямую зависимость от положения педали газа: механическую (тросиком) или электронную, с помощью сервопривода. Обратная связь с блоком управления, в виде информации о фактическом угле открытия, реализована с помощью датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Для чего нужна дроссельная заслонкаОбсуждаемый узел играет важнейшую роль в работе двигателя. От положения лопатки — это главная деталь дроссельной заслонки — зависят как холостые обороты, так и обороты под нагрузкой. При нажатии или отпускании педали лопатка открывается или, напротив, прикрывается на заданный угол. Что увеличивает или уменьшает объем воздуха, поступающий в цилиндры. Соответственно этому электронный блок управления (ЭБУ) корректирует подачу топлива форсунками для поддержания задаваемого режима.
Узел располагается непосредственно перед впускным коллектором. Как было сказано выше, он является «воротами» для воздуха и задает объем топливовоздушной смеси.
Устройство дроссельной заслонки и как она работает
Дроссельный узел на любом автомобиле имеет схожую конструкцию, где главной деталью является непосредственно заслонка (альтернативное название — «лопатка» или «пятак»). Это металлический диск, который вращается внутри корпуса на подвижной оси.
В зависимости от того, под каким углом лопатка находится в данный момент, меняется сечение (пропускная способность) «трубы», где она установлена. А значит, во впускной коллектор поступит больше или меньше воздуха. Также неотъемлемой частью является датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Он механически связан с поворотной осью и необходим электронному «мозгу» двигателя для обратной связи.
В механической схеме с тросиком ДПДЗ передает данные о том, на какой фактический угол сейчас открыта заслонка. А в случае электронного дросселя осуществляет и синхронизацию ее положения с положением педали газа. В зависимости от типа привода дроссельные заслонки разделяют на два вида.
Механическая заслонкаПоворот лопатки осуществляется механизмом со стальным тросиком, имеющим прямую связь с педалью. Работа дроссельной заслонки (ДЗ) такого типа линейна — то есть, угол открытия напрямую зависит от положения акселератора. На сегодняшний день схема практически не используется.
Электронная заслонкаФото: Ricky8kurniawan / Shutterstock / FOTODOM
Открытие и изменение угла заслонки реализовано с помощью сервопривода с электромотором. Механической связи с педалью нет, а угол работы «пятака» задает блок управления, основываясь на данных как от датчика педали, так и от других сенсоров.
Регулятор (клапан) холостого хода дросселяВ зависимости от конструкции двигателя дроссельный узел может иметь регулятор холостого хода (еще называют клапаном холостого хода). Это небольшой электромотор с клапаном, установленным в воздушной магистрали, идущей на впуск в обход заслонки дросселя. Дело в том, что когда акселератор отпущен, дроссельная заслонка полностью закрыта — воздух в мотор не поступает.
Чтобы осуществлять минимальный приток в цилиндры для поддержания холостых оборотов, воздух пускается через регулятор. А управляемый мотором клапан определяет его объем в зависимости от ряда условий, в частности, температуры воздуха и температуры антифриза.
В современных двигателях клапан холостого хода все чаще отсутствует, а обороты без нагрузки регулируется самой заслонкой. Разумеется, речь только о дроссельных узлах с электронным управлением.
Неисправности дроссельной заслонкиФото: NONGASIMO / Shutterstock / FOTODOM
Причины выхода из строя дросселя типичны для любых его видов. Некоторые устранимы своими силами, а в ряде случаев потребуется заменить узел в сборе.
— Увеличение зазора между поворотной лопаткой и стенками корпуса, в котором она установлена.
Со временем этот недуг настигает практически любую заслонку — вопрос лишь в пробеге и условиях эксплуатации. Микрочастицы абразива в поступающем воздушном потоке, даже несмотря на наличие фильтра, год за годом стачивают металл и увеличивают зазор между «пятаком» и корпусом. По итогу даже полностью закрытая заслонка не обеспечивает герметичности. Результатом становится нестабильный холостой ход.
— Износ или полный выход из строя датчика положения. Как обсуждалось выше, он является «глазами» ЭБУ для контроля положения лопатки. Когда обратная связь теряется, возникают проблемы не только с холостыми, но и вообще на любых режимах работы.
— Износ или полный выход из строя регулятора холостого хода (при его наличии).
— Заклинивание или обрыв тросика в случае механического привода.
Обычно замена ДПДЗ не представляет сложности даже для новичка. Чуть сложнее может оказаться перестановка регулятора холостого хода, хотя в целом тоже никаких проблем. С тросиком еще чуть сложнее: может потребоваться частичный разбор подкапотного пространства.
Фото: Warlock4590 / Shutterstock / FOTODOM
Но и здесь все, что называется, на виду. А вот быстро устранить проблему износа лопатки не получится. В случае такого сценария некоторые используют специализированные замазки, компенсирующие износ диска-заслонки. Но такое решение далеко не всегда срабатывает, поэтому самым правильным вариантом будет замена дросселя в сборе.
Отметим, что в доброй половине случаев «чудеса» с холостыми возникают после профилактической чистки дроссельного узла. Поэтому подходить к этой процедуре следует крайне осторожно, что мы подробно обсуждали в отдельной статье.
Читайте также:
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ): что это такое, как работает
Двигатель Renault К4М: описание и характеристики
Почему не работает спидометр и как это исправить